Штатив для фотографа

Для чего нам штатив?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо вспомнить основное назначение штатива – удерживать фотокамеру неподвижно, в том положении, которое необходимо для получения задуманного фотографом снимка.

Фотографу может понадобится снимать на длинной выдержке например при вечерней или ночной пейзажной съемке, или же использование длинной выдержки обусловлено малым отверстием диафрагмы, которое необходимо фотографу. Использование длиннофокусной оптики также чаще всего требует довольно коротких выдержек, так как при съемке такой оптикой труднее удерживать в видоискателе снимаемый сюжет - картинка откровенно “скачет” в поле видоискателя.

Многие из вас смотрели в бинокли и замечали, что далекие объекты довольно ощутимо “перемещаются” в окуляре. То же самое происходит и при использовании объективов с фокусными расстояниями от 135 мм. для обычных зеркальных камер. Те из объективов, которые имеют стабилизатор изображения (IS) или систему подавления вибраций (VR), вполне могут позволить вам снимать с рук при более длинных выдержках, чем объективы без подобных систем. Но и они не помогут вам, если необходимая вам выдержка составляет, например, одну или две секунды, что в практике фотографа бывает весьма часто.

Также к смазанности картинки часто приводит тремор рук (мелкая дрожь). Тремор связан с тем, что человек не может удерживать ни свое тело, ни свои конечности в абсолютно неподвижном положении. Даже при задержке дыхания происходят мышечные сокращения, бьется наше сердце, если мы стоим, то мы должны удерживать равновесие. Так что мы все время двигаемся. Поэтому съемка с рук ограничена довольно небольшим диапазоном коротких выдержек, при которых наши микродвижения не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на результат съемки.

Для того, чтобы не быть голословным, покажу простой пример.

На первой картинке вы видите попытку снять детскую игрушку с рук. Выдержка здесь составляет 1/2 секунды (полсекунды). Как видите, картинка смазанная и нечеткая, хотя при просмотре на экране в маленьком размере она может показаться вполне сносной. Кого не постигало разочарование от того, что попытки снять что-либо при слабом освещении приводят к неудаче.

foto_shtativ_1

На второй картинке ситуация еще хуже: здесь выдержка уже 1 секунда. Удержать неподвижно камеру в руках при такой выдержке практически нереально.

foto_shtativ_2

Но стоит только поставить камеру на штатив, как ситуация кардинальным образом меняется! На картинке ниже выдержка 2 секунды. И как вы видите никакого смаза нет и в помине - картинка совершенно резкая.

foto_shtativ_3

Все же, пожалуй, главным жанром съемки, где использование штатива практически всегда обязательно - это пейзажная съемка. Как правило, при пейзажной съемке диафрагму объектива довольно сильно закрывают, чтобы на конечном снимке получились резкими возможно большее количество деталей пейзажа. Но закрытая диафрагма требует использования длинных выдержек, иначе фотографии будут слишком темными, или говоря языком профессионалов - недодержанными.

Мы же помним, что снимая с рук мы ограничены только короткими выдержками и большими отверстиями диафрагмы, иначе мы рискуем получить в итоге смазанную картинку. И вот тут нам на помощь и приходит штатив. Хороший штатив позволяет получить резкие, красивые кадры даже при выдержках в несколько минут, а бывает, что и часов.

Другие случаи использования штатива

Давайте также рассмотрим особые методы съемки, которые требуют для себя использования штатива:

  • Серия снимков для получения панорамы;
  • Серия снимков с использованием разных выдержек для получения фотографии с расширенным динамическим диапазоном (HDR);
  • Серия снимков для создания анимации. На самом деле, при определенном терпении и фантазии, можно даже делать небольшие мультфильмы с помощью фотоаппарата и штатива;
  • Когда вам необходим абсолютно точный контроль композиции. Особенно это касается предметной съемки, когда нужно отснять несколько предметов с одной и той же точки;
  • Когда у вас есть заранее определенная точка съемки, на который вы заранее можете расположить камеру и выстроить композицию, а затем просто делать снимки, не перемещая камеру (к примеру, когда вы снимаете спортивные мероприятия).

Подводя итог

Очень сложно изложить все аспекты применения штатива в фотографической практике в одной небольшой статье. Остается лишь надеяться, что статья будет полезной неискушенному фотолюбителю и поможет в целом разобраться с этим вопросом.

В дальнейшем, мы еще обязательно вернемся к этому (и не только к этому) вопросу и постараемся рассказать более подробно, и с примерами, о нюансах фотографической съемки.