Настраиваем свет для фоторепродукции

Если вы снимаете живопись, освещайте рассеянным светом, используя, к примеру, профессиональные фотографы могут использовать студийные вспышки с лайтбоксами. Почему так? Все дело в том, что живопись имеет не плоскую, а объемную фактуру, и если вы ее будете освещать точечным источником, она может бликовать, а при рассеянном свете бликов будет гораздо меньше.

Что касается равномерности освещения, в этом вам может помочь специальный прибор – люксметр. Если у вас его нет, можете воспользоваться простым правилом: расположите свет на расстоянии в два раза большем, чем длинная сторона снимаемого оригинала. Далее проверяем равномерность: приложите к объекту съемки карандаш вертикально и посмотрите, как падают тени. Если длина и плотность теней будет одинаковой – значит, освещение приблизительно равномерное.

Если вы хотите переснять небольшой объект, к примеру, книгу, то вы можете спокойно сделать съемку даже на подоконнике. Главное, чтобы свет из окна был не жесткий солнечный, а рассеянный. С противоположной от окна стороны можно сделать подсветку с помощью белого  отражателя или просто большого белого листа. Ни в коем случае не стоит спешить – настройте свет правильно и лишь потом начинайте менять оригиналы (переворачивать страницы), уже не прикасаясь к настройкам камеры.

Если вы делаете фоторепродукцию  толстых книг, то лучше положить на раскрытые страницы стекло, чтобы прижать страницы и избежать шевеленки. Конечно, стекло должно быть обязательно чистым. Если в книжном тексте видны буквы просвечивающие с обратной стороны страницы, то рекомендуется подложить под копируемый лист черную бумагу, и они исчезнут.

Если вы хотите сделать репродукцию картины, которая находится за стеклом, то скорее всего вы сможете получить блики на конечном снимке. Профессиональные фотографы в таком случае прибегают к следующей уловке: они ставят камеру на штатив и позади располагают  черный фон, к примеру, из ткани, им же обматывают и штатив. Черный фон исключит отражения в стекле, а снимать лучше на автоспуске, при этом фотографу лучше отойти в сторону.

При репродуцировании картин важно обязательно отключить автоматический баланс белого и выставлять  на фотоаппарате конкретные значения цветовой температуры источника света. Искушенные фотографы в таком случае используют серую и цветную шкалы, которые размещают за краями картины, но включают в кадр. А уже при обработке файла всегда можно скорректировать правильность цветов по калиброванной шкале.