Встроенный объектив цифровой камеры и глубина резкости снимка

Знаете ли вы, что устанавливая встроенный объектив на f/2.8, - такая выдержка равноценна диафрагме f/11зеркальных фотоаппаратов. Настраивая f/4, вы фиксируете изображение с глубиной резкости, эквивалентной f/22 зеркальной камеры. Соответственно диафрагма f/8  будет равна f/32, а если же вы ставите f/11, то получите в результате аналог колоссально маленькой диафрагмы f/64. Обладатели зеркальных камер могут только мечтать о подобной глубине резкости, равной  f/64, которую обеспечивает световое отверстие.

Из преимуществ работы с диафрагмами, которые могут обеспечить такую глубину резкости, следует упомянуть время экспозиции. Фотограф Б. Петерсон приводит следующий пример:

Если я снимаю повествовательную композицию своей зеркальной фотокамерой и 35-миллимитровым широкоугольным объективом, я буду использовать диафрагму f/22 – для достижения максимальной глубины резкости (в сочетании с ISO 100 и в условиях съемки при вечернем боковом освещении мне придется выбрать выдержку 1/30 сек. При такой медленной выдержке наверняка нужен штатив). Вы же можете снимать ту же сцену на диафрагме f/5.6 (которая по глубине резкости эквивалентна моей f/22), и, следовательно, выбрать выдержку на 4 ступени короче – 1/500 сек! Кому нужен штатив на такой молниеносной скорости?!

Таким же образом вы можете снимать росу на траве (при условии наличия режима макросъемки), работая при этом на диафрагмах f/8 или f/11 (эквивалентных f/32 и f/64) и вновь добиваться изумительной резкости, о которых обладатели зеркальных камер могут только мечтать. Также, вы снимая на диафрагме f/8 (эквивалентной f/32) можете фотографировать ту же самую каплю росы на гораздо более короткой выдержке, даже не воспользовавшись при этом штативом.

glubina_rezkosti_rosa_na_trave

Вы можете спросить, есть ли вообще недостатки у цифровых камер со встроенным объективом помимо отсутствия реально широкого угла обзора? Недостатки все же есть. К примеру, при фотосъемке изолированных композиций вы не сумеете добиться таких успешных снимков, как обладатели зеркальных камер. Даже при установлении максимального фокусного расстояния и широко раскрытой диафрагме есть очень низкая вероятность сделать задний план нерезким и размытым. 

Конечно же, нужно отметить, что цифровых камер со встроенным объективом не имеют шкалы расстояний, поэтому вручную установить фокус для обеспечения максимальной глубины резкости не получится. Для этого нужно будет полагаться на собственную оценку расстояния фокусирования при съемке. Чтобы максимально облегчить себе это задание, поступайте так: выставьте диафрагму на f/8 или f/11 и выбирайте самое короткое фокусное расстояние (7-9 мм), после этого сфокусируйтесь на расстоянии полутора метров от камеры. Далее отрегулируйте выдержку, чтобы выставилась информация о том, что композиция верна, и теперь снимайте! Не обращайте внимания, что объекты в видоискателе будут казаться вам нерезкими, в итоговом изображении вы убедитесь, что все в фокусе.