Нейтрально-серые фильтры в штате фотографа

Миссия нейтрально-серого фильтра состоит в том, чтобы снижать интенсивность света. Его действие подобно солнцезащитным очкам, которые, понижая общую яркость изображения, не влияют на цвета. И, подобно тому, как солнечные очки имеют разную степень своей плотности, нейтрально-серые фильтры имеют разную степень кратности. Например, 3-кратный фильтр  понижает яркость света на 3 ступени.

Подобное сокращение интенсивности света разрешает использовать более широкую диафрагму (что в свою очередь понижает глубину резкости) или чуть меньшую скорость работы затвора. Обратимся, к примеру, от Брайана Петерсона:

Если, допустим, на ISO 400 вам хочется добиться эффекта «молочных рек», снимая воду, прежде всего, затемните линзу диафрагмой, скажем до f/22. Затем выставите выдержку, чтобы получить правильную экспозицию, предположим на 1/15 сек. Но с такой выдержкой вы не сможете добиться эффекта «молочных рек», поскольку она слишком коротка. Для этого вам нужно, по меньшей мере , ¼ сек. А если бы вы использовали 3-кратный нейтрально-серый фильтр, вам удалось бы снизить интенсивность света на целых три ступени. Экспонометр сказал бы вам, что сочетание диафрагмы f/22 и выдержки 1/15 сек. дает недоэкспозицию на три ступени, поэтому вам стоит изменить выдержку на ½, которой как раз достаточно для создания эффекта «молочных рек», чего мы и добивались.

neitralno_serii_filtr

Существуют и другие моменты, с которыми отлично справляется нейтрально-серый фильтр. Представим, что вы снимаете портрет женщины на цветочном рынке. В таком случае, поставьте свою модель на расстоянии около трех метров от лотка с цветами. Теперь вы желаете визуально выделить ее, а фон из цветов передать в виде пятен и нечетких форм. Потому стоит выбрать короткий телеобъектив (к примеру, 135 мм) и большую диафрагму (к примеру, f/4), чтобы в резкости была только ваша модель. После чего подберите выдержку. Тут вы столкнетесь с тем фактом, что экспонометр будет указывать вам на переэкспонирование на 2 ступени. В таком случае, вы без сомнений, можете затемнить линзу меньшей диафрагмой, но это повлечет увеличение глубины резкости и на заднем фоне появится слишком много мелких деталей. А вот при помощи 3-кратного нейтрально-серого фильтра, экспозиционное сочетание, например, f/4 и 1/1000 сек. окажется отличным, и вы получите идеальную глубину резкости для своего снимка.

Вы можете найти нейтрально-серые фильтры, которые могут снижать интенсивность света от 1-й до 4-х ступеней. Фотограф же Брайан Петерсон предпочитает 3-кратный, объясняя свое предпочтение тем, что данной кратности вполне достаточно, чтобы замедлить скорость работы затвора или увеличить диафрагму, при этом не тревожась об экспонировании.