Расположение вспышки при съемке

В чем главное отличие съемки при использовании вспышки?

Предмет, который вы снимаете, освещается сразу двумя источниками света – естественным светом (солнцем) и вашей вспышкой. И только над вспышкой вы имеете контроль, а к естественному источнику вам придется подстраиваться уже по ходу съемки.

Что отсюда следует:

  • Снимая со вспышкой, вы можете варьировать видом объекта в кадре, управлять потоком света, который будет исходить от вспышки. 
  • Главное отличие съемки со вспышкой от съемки при естественном свете – это тот факт, что вы не можете дать оценку влияния вспышки на сам кадр до того, как его сделаете. Вспышка обычно длится доли секунды, и именно из-за ее краткости вы не можете гарантировать на 100%, каким будет снимок, пока не увидите его на экране вашей фотокамеры.

Отраженная вспышка

Одной из особенностей фотосъемки со вспышкой является распределение источников света для вашего объекта, которое определяет степень его контрастности.

vusokii_kontrast

Высокий контраст

nizkii_kontrast

Низкий контраст

Контраст показывает перепады яркости между темными и светлыми сторонами предмета фотосъемки. 

Когда свет локализован, как указано на примере слева, мы получаем интенсивно освещенную прямым светом часть поверхности сферы, в противовес ее противоположной части, которая практически черная. Это и понятно – на нее падает лишь ничтожная доля света, который отражается от стен, пола, потолка.

Когда же свет распределен, как указано на примере справа, сфера освещается, как видим, под более широким углом, а потому тени и свет ложатся мягче. Фотографы часто так и говорят, описывая свет,  называя его мягким, если он значительно рассеивается, и жестким, если свет прямой.

О чем это говорит нам? О том, что фото людей будут выглядеть более привлекательными, когда они сняты в меньшем контрасте, потому что контраст часто накладывает резкие тени и «утрирует» лица.

Главная же проблема при работе со вспышкой состоит в том, что она, по сути, является локальным источником света. 

Отсюда следует, что фотограф должен знать, как с помощью своей вспышки создать равномерно распределенный и достаточно большой источник света. Это достигается двумя способами: с помощью рассеивателя или отраженной вспышки.

otrajennaya_vspishka

Отраженная вспышка рассеивается, но теряет интенсивность

На первый взгляд это может казаться совсем нелогичным – направлять вспышку от предмета съемки и в результате только улучшать этим его вид на снимке. Но это факт. Свет, падающий от вспышки, будет отражаться от достаточно большой площади, и тем самым создаст хороший снимок. Поэтому профессиональные фотографы часто используют в своей практике большие зонтики, с помощью которых создается отражение вспышки.

Но нужно помнить, что отражаясь, вспышка теряет в свою интенсивность, поэтому необходимо использовать более сильные вспышки, когда вы пользуетесь методом отражения света. А также отраженную вспышку часто невозможно использовать вне помещения, где отсутствуют какие-либо отражающие поверхности. 

Что же касается рассеивателя вспышки, то он представляет собой, так сказать, кусок полупрозрачного пластика, который надевают на вспышку, чтобы рассеить исходящий свет. Когда вы снимаете вне помещения, то разница особо не видна, но при съемке в помещении, это позволит вам гораздо смягчить освещение объекта съемки.

Положение вспышки

Если локализация источника света влияет на контраст предмета съемки, то его положение влияет на видимость теней и света.

polojenie_vspishki

Как видим на примере слева, предмет съемки в прямом свете и поэтому выглядит не объемным, чем предмет на примере справа, который был снят с помощью выносной вспышки с угла. Как вывод, при съемке со вспышкой на самой камере освещаемая и снимая стороны предмета съемки будут  совпадать, что приведет к яркому и жесткому его освещению.

Чаще всего, предметы съемки выглядят максимально удачно, когда источник света не прямой, и, когда он не располагается прямо над самим предметом, что случается при комнатном освещении.

В реальности, если мы снимаем не в студии, то располагать выносной вспышкой чаще всего не приходится. Поэтому, самый простой способ создать эффект выносной вспышки при помощи встроенной – это воспользоваться отражением вспышки от поверхностей, так, как было описано выше.

Эффект красных глаз

Большим недостатком вспышек выступает проявление красных глаз  на фотографиях, что вызывается отражением вспышки от зрачка фотографируемого. Эффект красных глаз чаще всего возникает, когда человек смотрит непосредственно в объектив, или когда его зрачки полностью открыты (при тусклом свете, к примеру).

Некоторые вспышки (встроенные) имеют режим удаления эффекта красных глаз, который работает следующим образом: камера посылает серию из коротких вспышек перед самой экспозицией, и таким образом, зрачки человека во время основной вспышки уже сужены. Но даже такая функция камеры не способна полностью исключить красноту, а просто делает ее менее выраженной.

Следующий способ устранить эффект красных глаз – это удаление красноты в специальных программах-редакторах для изображений. Такой способ хорош и удобен, но он значительно снижает естественность выражения лица человека на снимке. К примеру, вы можете получить фото, где будет казаться, что у человека вообще нет зрачков.

Делаем вывод: для того, чтобы полностью исключить красноту в глазах необходимо либо снимать человека, который не смотрит непосредственно в объектив, либо использовать выносную (отраженную) вспышку, либо в принципе не использовать ее.

Внешняя вспышка

Зачастую, внешние вспышки мощнее встроенных своих товарищей. Только внешняя вспышка может с достаточной мощностью отразиться от удаленной поверхности и при этом в достаточной мере осветить предмет съемки.

Ещё одним преимуществом является то, что внешние вспышки находятся дальше от объектива, что уменьшает возможность возникновения эффекта красных глаз.