Баланс белого на снимке

Баланс белого (ББ) — это процесс цвето коррекции, в результате которого объекты, которые глаз видит как белые, будут показаны белыми на вашем снимке.

Баланс белого у вашей фотокамеры должен принимать во внимание «цветовую температуру» (ЦТ) источника света, которая соотносится с относительной теплотой или холодностью белого света. 

Человеческий глаз достаточно точно отличает белый цвет при различных источниках света, а вот цифровым фотокамерам автоматический баланс белого может создавать весомые трудности. Так, неверно подобранный ББ, порождает восковые, синеватые или прямо-таки трупные оттенки на снимке, в результате чего изображение выглядит крайне не естественно, а на портреты в таком ББ вообще невозможно смотреть.

Когда мы снимали на пленку, то баланс белого означал использование разных оттеночных фильтров (каждый для различного условия съемки), но в мире цифровой фотографии это уже не требуется. Именно понимание и ощущение цифрового баланса белого поможет фотографу любителю не исказить цвета снимков, вызванных автоматическим балансом белого фотокамеры. Таким образом, вы сможете повысить качество ваших фотокарточек при различных условиях освещения.

balans_belogo

Неверный баланс белого                                                                                                 Корректный баланс белого 

 

Немного теории. Цветовая температура 

Цветовая температура описывает такой спектр света, который отражается от «абсолютно чёрного тела» в зависимости от температуры его поверхности.

Абсолютно чёрным считается такое тело, которое поглощает всякий падающий свет, при этом, не отражая его и не пропуская. Приблизительным аналогом абсолютно чёрного тела может выступить нагретый металл или камень. Также, абсолютно чёрные тела при разных температурах покажут нам светимость различной цветовой температуры. Несмотря на свое название, свет, который может глазу казаться белым, необязательно будет содержать полный видимый спектр:

balans_belogo_foto

Относительная интенсивность для каждой температуры (в градусах Кельвина).

 
Обратите внимание, что 5000 K генерирует примерно нейтральный свет, в то время как 3000 K и 9000 K генерируют свет, спектр которого смещён соответственно в оранжевую и синюю площади. С нарастанием цветовой температуры распределение цвета становится все более холодным. Это исходит из простого факта, что «более короткие длины волн несут свет более высокой энергии».

У вас может возникнуть вопрос, как цветовая температура является полезной для фотографа в описании света, если он никогда толком не имеет дела с абсолютно черным телом. 

На самом деле некоторые источники света, к примеру, дневной свет или вольфрамовые лампы накаливания могут создавать такой спектр света, который будет практически аналогом светимости абсолютно черного тела. 

Предлагаем на примере таблицы рассмотреть цветовую температуру стандартных распространенных источников света.

Цветовая температура Источник света
1000-2000 K свеча
2500-3500 K лампа накаливания
3000-4000 K восход и закат (при чистом небе)
4000-5000 K флюоресцентная лампа
5000-5500 K вспышка
5000-6500 K дневной свет при чистом небе (солнце в зените)
6500-8000 K умеренная облачность
9000-10000 K тень или сильная облачность

 

На практике 

Существует еще одна переменная, дополнительно к цветовой температуре – это сдвиг зеленого. Она необходима, так как не все источники света идентичны излучению абсолютно черного тела. При дневном свете коррекция зеленого обычно не нужна, но при искусственном свете баланс белого может требовать значительной коррекции зеленого.

С радостью сообщаем, что многие цветовые фотокамеры имеют набор предустановок для ББ, поэтому вам нечего тревожиться о цветовой температуре и сдвиге зеленого. В таблице мы показали символы, которые используют для каждой предустановки.

awb AWB
sobstvennui_svet Собственный
kelvin_foto Kelvin
lampa_nakalivaniya
Лампа накаливания
fluor Флюоресцентный
dnevnoi_svet Дневной
vspishka Вспышка
oblaka_foto Облака
ten_foto Тень

 

Обратите внимание, что первые три параметра ориентируются на диапазоны ЦТ. Автоматический ББ, который присутствует в каждой цифровой фотокамере, использует следующий алгоритм: наилучшее приближение в ограниченном диапазоне – это обычно  между 3000/4000 K и 7000 K.

Остальные варианты ББ указаны в порядке увеличения ЦТ (хотя некоторые камеры лишены функции ББ в тени). Существуют камеры, где есть настройка «галоген» - она направлена на работу с флюоресцентными источниками света, которые откалиброванны по дневному свету.

Все вышеуказанные символы и их описания, являются только приблизительными характеристиками света, при котором они функционируют наилучшим образом. В действительности может оказаться, что при определенном  времени суток и дымки может оказаться, что лучше вместо ББ для дневного освещения использовать баланс белого для облаков.

Зачастую, если на экране вашей камеры снимок кажется уж очень холодным (независимо от параметров настройки), то цветовую температуру вы можете повысить, выбрав символ из списка таблицы на позицию ниже. Если же, и после этого изображение выглядит «холодно», возможно будет лучше настроить температуру вручную в режиме «Kelvin». Если и в этом случае снимок не изменится в лучшую сторону, то корректируйте его уже на компьютере, и добавьте цветам необходимую естественность.

Напоследок скажем, что наилучшим решением проблемы ББ является съемка в формате снимков RAW, так как именно этот формат позволит вам задать баланс белого уже после того, как вы сделали снимок.